Остановленное время

19 августа мир отмечает всемирный день фотографии.

Ежегодно 19 августа фотографы из разных стран (как любители, так и профессионалы) отмечают Всемирный день фотографии (World Photography Day). Этот праздник был учрежден в 2009 году австралийским фотографом по имени Корске Ара.

Дата праздника была выбрана неслучайно: 9 августа 1839 года французский художник, химик и изобретатель Луи Дагер представил Французской академии наук процесс получения дагеротипа — изображения на светочувствительной металлической пластинке, а 19 августа правительство Франции провозгласило его изобретение «подарком миру».

Наверное, каждый человек в своей жизни держал фотоаппарат. Фотография есть практически в каждой семье, потому что это история семьи, близких людей, города, страны. Но далеко не каждый человек понимает, какую глубину, ценность несет маленький фотографический снимок, сколько он может рассказать о тех людях, которые на кадре, о том месте, где он был снят, о тех людях, которые делали этот снимок.

В связи с только что прошедшим праздником хочется узнать, а когда появились первые фотоателье в Сибири и в Новониколаевске, как звали первых фотографов.

К счастью, такая возможность у горожан есть. В музее города Новосибирска работает уникальная выставка, на которой можно познакомиться с историей фотодела в Сибири, увидеть старинные фотоаппараты, полистать фотоальбомы.

Директор Музея города Новосибирска Елена Щукина и куратор выставки Валерия Добарская

Куратор выставки, историк фотографии Валерия Добарская рассказала:

– Выставка делится на три периода: дореволюционная фотография, советская и цветная. В первом разделе мы пытались рассказать о ключевых фотографах Сибири и Томской губернии – Овчинникове, Хаймовиче и Рудольфе Шалле (один из немногих фотографов у кого была сеть фотосалонов). Какие законы, предписания надо соблюдать, чтобы открыть свое фотоателье.

Советская фотография охватывает период от 20-х до 70-х годов.  Самая ключевая фигура этого периода Иван Моторин, который фотографировал новосибирские городские пейзажи. Большая часть открыток с видами Новосибирска, изданных в городе – это его работы.

Завершается выставка цветной фотографией 70-х годов.

Но фотография – это и целая отрасль в жизни людей. Это частные фотографии, корпоративные предприятия, предприятия службы быта. Музей города Новосибирска собрал интересный материал, как развивалась эта отрасль в нашем городе. Большую помощь в подготовке выставки оказал Новосибирский городской архив.  

Выставка открылась несколько месяцев назад и продолжит свою работу до ноября 2014 года.

На ее открытии присутствовали представители власти, известные новосибирские фотохудожники, коллекционеры, сотрудники музеев.

 

На открытии выставки

Начальник управления культуры мэрии города Новосибирска Владимир Ефимович Державец поделился воспоминаниями:

 – В молодости я тоже прошел через это увлечение. Я помню те ночи, проведенные в фотолаборатории, помню ванночки с проявителем, закрепителем, глянцеватели. Это было потрясающее впечатление от возможности по-другому увидеть мир, потому что глазами нельзя увидеть так, как это видит фотокамера. Это несет такие эмоции! Фотография – это вечно, не в электронном, а в печатном виде. Это то, что останется в истории.

Владимир Ефимович Державец

Фотография – это не только карточки, но и – инструменты, атрибуты, при помощи которых эти карточки получаются. Это фотоаппараты, фотокамеры, объективы, фотолампы, глянцеватели и многое другое.

 

Инструменты, при помощи которых печатают фотографии 

Партнером выставки выступил антикварный магазин «Сибирская горница», который предоставил Музею города Новосибирска многие экспонаты. Большая часть выставленных фотоаппаратов принадлежит Геннадию Васильевичу Жданову, коллекция которого насчитывает более четырехсот экземпляров.

Коллекционер фотоаппаратов Геннадий Васильевич Жданов

–  Это немного, – уверяет коллекционер. У нас в Сибири есть коллекции, в которых порядка тысячи фотоаппаратов. Через историю фототехники можно посмотреть на историю страны. Ее взлеты и падения отражались на устройствах, которые она производила, начиная с копированной Лейки и заканчивая камерами, которые в 1958 году завоевали Гран-при на  Всемирной технической выставке в Брюсселе.   Отсчет истории советского фотоаппарата начался в 1929 году, когда была выпущена первая камера «Арфо». В 1934 году к нам пришла Лейка в виде ФЭДА. Это были копии. После войны у нас появились новые образцы немецкой фототехники, далее был подъем в развитии советского фотоаппаратостроении, который совпал с оттепелью.

Фотографа из меня не получилось, хотя я много снимал. Со временем, частью моей жизни стали фотоаппараты. Это особая магия устройства, благодаря которому появляются шедевры, запечатлевающие нашу жизнь. Видеоряд теряется, а запечатленное мгновение, остановленное время, обладает большим воздействием. Роль этих устройств сродни роли администратора. Они незаметны, но от них многое зависит.

Геннадий Васильевич с любовью рассказывает о своих экспонатах. Среди них наиболее интересные:

 

Объектив "Таир-3", который получил "Гран-при" на Всемирной выставке в Брюсселе

 

Камера Киев-10, самая первая зеркальная камера в Советском Союзе

 

Первые советские фотоаппараты, среди которых легендарный фотоаппарат ФЭД

Хотите посмотреть в камеру- Обскура?

На выставке можно познакомиться с камерой-обскура. Этот экспонат предоставлен музею Интерактивным научным центром «Фабрика гениев».

Камеру Обскура придумали изначально художники, чтобы наносить изображение. Это самое простое  оптическое устройство, с помощью которого можно получить изображение объекта. Лучи света, проходя сквозь отверстие, создавали перевернутое изображение на экране.

Усовершенствованная и работающая камера-обскура была изготовлена итальянцем Баттистой дел-ла Порта в 1589 году. Усовершенствованием была линза, вставленная в отверстие.

В 1659 году голландский ученый Христианс Гюнгенс добавил к аппарату фокусирующие линзы для увеличения четкости изображения.

Первое изображение в 1860 году братья Непс попробовали получить на бумагу. Но как закреплять изображение тогда еще не было известно, и оно не сохранилось.

Человек, который помогает увидеть историю

Но самое главное – это фотограф, человек, который помогает нам прикоснуться к тому моменту, который был вчера, десять лет назад или сто, помогает увидеть историю. Поэтому на выставке представлена информация о разных фотографах, начиная с конца 19 века, которые жили и творили в Сибири и Новониколаевске.

Интересны работы Рашида Ахмерова, который вел летопись Академгородка

В городах Сибири работали по несколько фотографов, и у каждого было свое фотоателье. Фотография в среднем стоила один рубль. Горожане очень трепетно относились к процессу фотографирования. Они тщательно готовились, приходили в своих лучших одеждах.

Самый интересный экспонат выставки, по мнению куратора выставки Валерии Добарской, оригинальные фотографии. По ним можно узнать много информации не только о фотографе, (ставились печати, либо наносилось тиснение), но и увидеть, как одевались люди в то время.

 

 

Самые интересные экспонаты - старинные фотографии

 Фотограф и городской голова  Рудольф Шалль

Официально  фотодело в Новониколаевске ведет отсчет с 7 марта 1898 года, когда  томский губернатор разрешил барнаульскому мещанину Т.И. Новоселову открыть в поселке Новониколаевском заведение по производству фотографических работ.

Через год, 24 июня 1899 года, открыть еще две фотомастерские было разрешено  мещанам Петру Сухих и Александру Иванову.

Но в Новониколаевске работали и другие мастера (данные взяты с фотографических бланков): «Хаймович А.А.»,

«Фотография Князева Е.А. бывшая Хаймовича А.А. находилась на углу Болдаревской и Александровской улицы, тел. 4-14»,

«Фотография Петра Яковлевича Овчина  на Дворцовой, 16 в собственном доме»,

Фотография Ивана Андреевича Бигальке около вокзальной церкви»,

«Новая фотография М.Е. Лунц»,

Московская фотография М.Д. Толстоухова, Журинская,5»,

Фотография Рудольфа Шалль, ул. Вокзальная, №1».

Но самый значительный вклад в развитие фотографии Новониколаевска внес Рудольф Самуилович Шалль(1873-?).

Он был владельцем дома на пересечении улиц Вокзальной и Надеждинской в квартале №15 и находившегося в нем фотоателье.

Рудольф Самуилович был мещанин лютеранского вероисповедания и в Новониколаевске поселился в 1897 году.

Рудольф Самуилович Шалль был членом управы Новониколаевской городской думы в 1911-1915 гг., был гласным думы. Несколько лет заведовал финансовой частью городской управы, за что был удостоен благодарности от Городской думы.

В мае 1917 года он был избран товарищем (заместителем) директора Новониколаевского банка, а в 1919 году – старшиной городского коммерческого клуба. Летом 1919 года Рудольф Самуилович Шалль проходил кандидатом по списку №1 «Деловой и внепартийный», и был избран в новый состав гласных городской думы. А в декабре 1919 года, незадолго до прихода Красной Армии в Новониколаевск, был назначен городским головой. Последняя дума просуществовала всего один месяц, столько занимал свой пост городской голова Шалль. После гражданской войны, в 1920-1924 гг. работал в Новониколаевске фотографом.

Житель Новосибирска Евгений Барабанов вспоминал:

– Августовским днем прошлого лета я увидел из окна электрички старый дом, который показался мне знакомым…

Впервые я услышал о Шалле в раннем детстве от родителей, решивших сделать семейную фотографию. Теперь этот семейный портрет с тисненой надписью «Р. Шалль» напоминает о временах и событиях прошлого. В дальнейшем о старом фотографе я услышал от своего деда – они были знакомы еще в дореволюционные годы. Я мечтал о настоящем фотоаппарате, и дед посоветовал пойти к Рудольфу Шаллю. Меня приветливо встретил старый человек. Выглядел он бодро, большая седая борода, расчесанная надвое, его явно украшала. Он показал мне свою лабораторию, ее оборудование и принадлежности для обработки фотоматериалов, дал несколько полезных советов. Мое посещение Рудольфа Самуиловича в августе 1937 года было последним. В декабре он был арестован и осужден по статье 58. Больше о нем ничего не было известно.

Я определенно чувствовал проявленные ко мне доброжелательность и внимание и уверен, что он был порядочным, честным человеком.

А старый дом пережил своего хозяина на семьдесят лет».

Фотодело в Сибири

В 1880 году в г. Томске работало всего две фотографии, а к началу 20 века их число перевалило за десяток. Среди фотографов того времени пользовался популярностью Николай Юнышев. Он снимал не только томичей, но и городские улицы.

Талантливым фотографом был Петр Пеньков. Отличительной чертой мастера было то, что в своих работах он старался как можно лучше передать эмоциональное состояние героев фотографии. На его счету «Гран-при» и золотая медаль выставки современного искусства и промышленности в Лондоне в 1914 году. В 1997 году при его содействии была издана папка-альбом, куда вошли 20 фотографий о Томске.

Одним из самых известных фотографов Иркутска в конце 19 века был Петр Милевский. Именно ему общественность поручила фотосъемку грандиозного для города события – приезда наследника престола Николая Александровича.

Первым профессиональным фотографом в Бийске в 1880 году был Виктор Людвигович Шаниор. Позже его студия считалась лучшей в городе. В 1909 году он был удостоен серебряной медали.

Фотомастер Хаймович

В Томске, в Протопоповском переулке, в начале 20 века открылась фотомастерская еще одного известного мастера – Артемия Арановича Хаймовича. За свои работы фотограф был удостоен жетона и диплома ее Императорского высочества Великой княгини Марии Николаевны и позднее открыл еще одно фотографическое заведение в Новониколаевске.

Долгое время Артемий Хаймович освещал деятельность Томского добровольного пожарного общества. В 1914 году он издал альбом с портретами участников I Сибирского пожарного съезда, а через 10 лет выпустил целую серию портретов членов общества.

Мастер городского пейзажа

Иван Семенович Моторин был известен своими фотографиями пейзажей и видов городов Сибири на фотопластинках и фотобумаге. Родился он 21 мая в селе Шаламово Курганского уезда Тобольской губернии (Мишкинский район Курганской области), жил в нашем городе с 1909 года. Моторин был сторонником старой школы мастеров: фотограф должен быть летописцем, документалистом и художником.

Однажды летом на город обрушился снегопад. Деревья, афиши с датой 21 июня у оперного театра – все в снегу. Моторину повезло…Сделать такие уникальные снимки! Пока снег не растаял.

Его фотомастерская в Новосибирске находилась на улице Журинской, 7. Кабинет и фотолаборатория были главной радостью для Ивана Семеновича, он работал там часами. Одна из первых сохранившихся фотографий Моторина «Площадь у озера (Андреевская площадь)» была напечатана в 1914 году.

Впервые комплект фотографий Моторина был выполнен в 1934 году Западно-Сибирским Краевым Советом отдела пролетарского туризма и экскурсий.

Альбом, выполненный в виде листов фотомонтажей города, из фотографий Ивана Моторина выпустили в декабре 1935 года. Специально для делегатов 2-го Краевого Съезда Советов РК и КД Западной Сибири.

Изданный Новосибирским книжным издательством фотоальбом «Новосибирск» с работами коллектива фотографов и текстами поэта Ильи Фонякова, содержал и 40 фотографий Ивана Моторина. Фотоальбом появился в Новосибирске в 1962 году.

Советская фотография

В 20-х годах существенный вклад в художественную фотографию внесли мастера Советской России и Германии. В СССР сформировалась фотография особого типа – документально-пропагандистская.

В 1923 году нарком просвещения Анатолий Луначарский заявлял: «Как каждый образованный человек обязан иметь часы, так и он должен уметь владеть карандашом и фотографической камерой. В Советской России будет как всеобщая грамотность вообще, так и фотографическая грамотность в частности. И действительно, параллельно, с введением всеобщей грамотности в СССР активно стимулировалось любительское фотодвижение, появлялись фотокружки, объединяющие рабочих, служащих, студентов.

Фотография в Советской России с самого начала привлекалась к участию в пропаганде нового строя и к 30-м годам соединилась с массовой прессой. В 30-е годы появление технической возможности делать снимки быстро и точно при обычном освещении благодаря светосильному объективу и 35-мм пленке (фотоаппараты в Германии «Leica» и в СССР «ФЭД») стало одновременно и рождением репортажной фотографии, в частности выделился и особый род – военная фотография.

В практику вводится оперативное размещение фотоинформации о важнейших событиях в витринах в центре городов, на предприятиях, в колхозах и совхозах (выпуск фотосессий о героях и передовиках, демонстрациях).

В 1924 году 9 граждан Новониколаевска занимались фоторемеслом.

Помимо частных фотографов, производством фотографий занималось и Новониколаевское отделение Сибирского Краевого издательства, книготорговли "Сибкрайиздат", а так же Сибирское отделение Всероссийского общества «Долой неграмотность» (ОДН), которое, зарабатывая на фотоуслугах средства, содержало пункты ликвидации неграмотности (ликпункты).

В конце 1920-х – начале 1930-х годов исчезают частные фотографии. Руководство фотографиями берет на себя центральное управление фотографий, часть фотопредприятий находится в ведении Новосибирской городской комиссии по улучшению жизни детей, созданной при горсовете. Обучение беспризорников фоторемеслу позволяло не только зарабатывать средства для их содержания, но и обслуживать население г. Новосибирска и отдыхающих на краевых курортах.

Вплоть до начала Великой Отечественной войны вопросы руководства работой фотопредприятий еще находились в ведении СибОНО.

В начале 1940-х годов создаются Тресты, занимающиеся бытовым обслуживанием населения, в состав которых входили отдельные фотографии, располагавшиеся на территории этих районов города. Одновременно часть фотопредприятий находились в подчинении райпромкомбинатов, часть относилось к фотоуправлению Горместпрома, а какие-то принадлежали артелям.

Военные годы не могли не отразиться на работе фотопредприятий. Количество их в этот период, безусловно, сократилось. В 1943 году только Первомайский райпромкомбинат имел одну фотографию. В остальных райпромкомбинатах таких предприятий не было. Фотоуправление в 1942 году имело 6 фотографий, в 1947 – 8, в 1950-м – 16 фотографий.

В 1952 году фотоуправление Горместпрома как хозрасчетной единицы было ликвидировано, а все подведомственные ему фотографии были переданы райпромкомбинатам.

Цветная фотография

Оказывается, съемка в цвете была изобретена гораздо раньше, чем мы думаем. Первым, работающим с цветной фотографией, был фотограф и химик Сергей Михайлович Прокудин-Горский. В 1902 году  он сделал первое сообщение о способе получения цветных фотографий. В январе 1905 года на собрании фотографического отдела Императорского Русского Технического общества (ИРТО) он ознакомил собрание  со своими работами по цветной фотографии, производившимися им в течение трех последних лет в Берлине в лаборатории профессора Мите и в С.-Петербурге. Затем докладчик  показал около 70 сделанных им снимков за границей и у нас в России. Процесс создания цветной фотографии начался в 1907 году, а в 1936 году ему на смену пришла 35-мм пленка Kodachrom.

Цветная печать была возможна еще до войны, но обходилась дорого. Лишь в 60-годы цветная печать стала для журналов и открыток нормой, а не исключительным явлением. Цветную фотографию не принимали всерьез, так как цвет ассоциировался с рекламой, открытками, моментальными снимками.

Популярность цветная фотография приобрела с 70-х годов, с каждым новым достижением она становилась все более доступной.

Сегодня фотографией увлекаются практически все, современная цифровая техника позволяет делать без труда множество снимков. Однако качественную фотографию может сделать далеко не каждый, это лишь по плечу фотографам-профессионалам.

Поэтому не случайно на открытии выставки речь шла о создании в Новосибирске Дома фотографии или Музея фотографии. Директор Музея города Новосибирска Елена Михайловна Щукина предложила создать фотоархив новосибирских фотографов, которые работали раньше в газетах, либо в других изданиях, собрать коллекции в одном месте, оцифровать, чтобы они были доступны для новосибирцев.

Использованы материалы Музея города Новосибирска

Подготовила Людмила Кузменкина

 

Комментарии

Опубликовано пользователем Татьяна
Очень интересная статья. Прочитала её, когда искала информацию о фотографе Рудольфе Шалле. У меня есть фото моей прабабки с сыном (моим дедом), сделанного в фотографии Р.Шалля в 1900 году, а так же фото моего прадеда с женой фотографа Н.С. Юнышева, сделанного в 1911 году. Интересно окунуться в историю!

Добавить комментарий

Target Image