Сперва Аз да Буки, а потом и науки. О школьных музеях и научно-исследовательской работе старшеклассников по истории

Опубликовано: Зверев, В. А. «Сперва аз да буки, а потом и науки» : о школьных музеях и научно-исследовательской работе старшеклассников по истории / В. А. Зверев // Сибирскiй трактъ : книга для школьников об истории Сибири / редкол.: М. Н. Щукин, В. А. Зверев [и др.]. – Новосибирск : Изд. дом «Сиб. горница», 2008. – С. 6–16.

Обычный мяч – для игры в лапту, например...

Мы в детстве изредка играли гуттаперчевым, чаще – резиновым, тот расшибить было легко, если хорошенько подцепишь битой. А вот, будучи уже взрослым, однажды в музее увидел я и взял в руки мяч, которым играли в ту же лапту наши бабушки и дедушки. Играли в детстве да в юности, конечно. Детский мяч – обычный предмет, но необычно его смастерили – из бересты...

1.

Мяч из бересты... Плотно-плотно скрученный в клубок берестяной ремень, и верхний конец аккуратно заправлен вовнутрь. В руке отдает неожиданной твердостью и приятной тяжестью – так и хочется размахнуться, примериться и запустить в цель. Представил – бежишь, что есть сил, от кона до кона петляешь, а тебе между лопаток ка-а-к врежут таким вот берестяным... К спине припечатают – синяк, пожалуй, останется!

Вот только один раз в музее такой старинный мяч и видел. Там был еще один – мяч из конского волоса. Туго скатанный ком конских волос сверху обшит кожаными обрезками, видны грубые дратвенные стежки...

Рассмотрел я эти диковинные мячики, и сразу мне стало понятно: наши бабушки и дедушки в детстве так же играли в мяч, как мы, да не так же. Похожая у них была жизнь, а всё же совсем другая. Как в русской пословице говорится: «Из одной печи, да не одни калачи». Каких-нибудь 100–150 лет назад мало было в сибирской деревне покупных вещей – всё необходимое (в том числе для детской игры) старались сами изготовить, по принципу: «Как ручки сделали, так плечики износят». Да и денег в обиходе было мало. Рады бы ребёнку мяч или игрушку на ярмарке купить, да не на что...

Постиранные вещи гладили не утюгом, а рубелем да скалкой. На скалку влажную еще вещь намотают, а сверху по ней тяжёлым ребристым рубелем – туда-сюда... Потом у кого-то утюги появились, так ведь тоже необычные – внутри них уголья горели, жар создавали. Необычные, на наш взгляд, вещи – это воплощение непривычных представлений о мире, даже странных для нас, сегодняшних россиян, большинство которых – городские жители.

Да, предки наши и в вещах своих, и в мыслях, и в отношении к себе и миру, в поведении чем-то на нас походили, а в чём-то сильно отличались. Например, играть-то играли, но игрушки себе сами мастерили, игры были разнообразнее... Как и мы, были заинтересованы, чтобы дети их выросли умными и знающими, но в официальную школу, которая в некоторых сибирских селениях уже в 20-х годах XIX века появилась, своих «челядёнков» редко отдавали. Говорили так: «Неграмотный крестьянин крепче за соху держится», то есть не бросит отцовской пашни, не изменит заветам предков. А для нас-то, сегодняшних, школа – необходимый путь воспитания и обучения.

Вот какие мысли приходят мне в голову, когда бываю в историческом музее. А в музее я стараюсь бывать почаще. Если в другой город или посёлок, где раньше не был, приезжаю, то обязательно стараюсь сходить в местный музей. Здесь сразу выясняется, когда и кто из людей впервые заселил здешние места, как развивалась здесь жизнь человеческая, чем местные жители гордятся, кем это поселение прославилось... Музей – это всегда сконцентрированная в вещах и документах коллективная память многих поколений (такая память складывается «сама по себе», не по законам науки). Но обычно музейные экспозиции и хранилища – это также результат кропотливой работы конкретных моих коллег – профессиональных историков.

2.

Книга, которая сейчас лежит перед тобой, внимательный читатель, как раз о музеях, но музеях особых – созданных усилиями не учёных и специалистов-музейщиков, а обычных сибирских школьников и их учителей. В лучшем случае, со специалистами консультировались, их опыт изучали и использовали, но всю основную работу делали сами. В самой старой на территории Новосибирской области школе – гимназии № 1 города Куйбышева, в Болотнинской школе № 16, Нижнекаменской школе Ордынского района, Шарчинской школе Сузунского района, в Купинском доме детского творчества и множестве других мест созданы в последние десятилетия историко-краеведческие музеи.

Под руководством своих педагогов школьники заинтересованно разыскивают и собирают экспонаты, аккуратно и бережно организуют их хранение, умело составляют и оформляют экспозиции. Во многих случаях эти музеи стали центром образовательной и историко-просветительной работы: здесь проводятся уроки и экскурсии, устраиваются выставки не только для учеников, но и для взрослого населения, организуются встречи с ветеранами, выпускаются малотиражные газеты... Ребята участвуют в охране памятников природы, истории и культуры своего края. Есть музеи с творческим уклоном. Мне очень интересно было узнать об опыте купинских ребят, которые занимаются в музее-мастерской – лепят русские игрушки по старинным образцам, возрождают оригинальную местную традицию изготовления игрушек, которая родилась на острове Чиняиха, что лежит на озере Чаны.

Некоторые музеи стали важными центрами исследовательской деятельности школьников – историко-краеведческой, археологической, историко-биографической, краеведно-географической, эколого-краеведческой, даже литературно-краеведческой... Несколько раз становились участниками всероссийского конкурса исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век» ребята из села Елбань Маслянинского района (они работали под руководством заслуженного учителя РФ Т. Ю. Нерода). Выступать ездили в Москву и выходили в число победителей! Катя Конева, Роман Облецов, Виталий Иванов, Каширская Женя и Жогова Таня успешно представляли свою школу, свой музей, поисково-краеведческий клуб «Малая родина» и на Всероссийской туристско-краеведческой конференции движения «Отечество». На недавних, второй и третьей по счету, научно-практических конференциях школьников Сибирского федерального округа «Эврика» на заседаниях секции истории с докладами выступали ребята-музейщики из села Ярки Черепановского района, из археолого-краеведческого объединения «Арктур» (село Венгерово).

Ежегодно проводятся городские конференции Новосибирского научного общества учащихся «Сибирь», и здесь в число лучших тоже постоянно входят работы, выполненные участниками музейного движения. Возьмем только последние конференции 2007 и 2008 годов – почетными лауреатами «Золотой лиги» стали старшеклассницы школы № 132 Ваганова Настя, Коломникова Катя, Настя Богданова и Аня Смолякова. Несколько лет эти девочки вместе с другими учениками и выпускниками своей школы под руководством заслуженного учителя России Людмилы Демьяновны Яковлевой реализуют «Тихомировский проект». Они создали в школе музей, изучают жизненный путь и вклад в историю Новосибирска плеяды замечательных людей – инженера-путейца Н. М. Тихомирова (он завершал строительство моста через Обь, возводил собор Александра Невского), его сподвижников и современников.

На конференциях НОУ «Сибирь» даже специальная секция музеологии работает! На нынешней конференции ученики гимназий № 7 «Сибирская», № 12, № 14 «Университетская», средних школ № 15, 29, 47, 66, 70 и ребята, которые занимаются в свободное время в доме детского творчества «Кировский», рассказали об истории создания своих музеев, о вещах и документах, которые там хранятся, о формах и результатах своих научных поисков. На заседании секции музеологии, на трёх секциях истории и краеведения (в одно заседание все достойные историко-краеведческие работы давно уже не вмещаются) было очень интересно!

Как мне кажется, научно-исследовательская работа – это одно из наивысших проявлений творческого начала в жизни школьника-старшеклассника. Наряду, конечно, с художественным творчеством, с идущей от души общественной активностью... Мне и моим коллегам – учёным, педагогам высшей и средней школы – очень бы хотелось, чтобы как можно больше ребят приобщились к исследовательскому труду. Первый шаг на этой тропинке может выглядеть по-разному. Один толково выполнит творческое задание или индивидуальный проект по школьному учебному предмету, другой, занимаясь в историко-краеведческом кружке, заинтересованно откликнется на предложение учителя помочь в организации новой музейной выставки. Третий напишет заметку в районную газету – опираясь на собранные в музее материалы, расскажет о каком-то важном эпизоде в истории своей школы, о ком-то из её замечательных выпускников. А четвёртый сделает уже и второй, третий шаг – подготовит выступление на конференции, напишет такое научное сочинение, которое можно будет отдать на суд ученых-специалистов.

Вместе со своими коллегами по кафедре отечественной истории НГПУ я много лет руковожу работой секций истории и краеведения на городских конференциях НОУ «Сибирь», теперь вот ещё – на Сибирских региональных конференциях «Эврика». Пользуясь возможностью, хочу дать здесь несколько советов тем старшеклассникам, которые уже включились в научно-исследовательскую работу и хотят представить свой труд на научно-практическую конференцию. Нас часто расспрашивают ребята, а иногда также их педагоги, родители – как найти хорошую тему для исследования? И ещё: где взять для её разработки конкретный фактический материал, какие методы исследования можно применить, как должны выглядеть структура и оформление работы, что ценится во время выступления на самой конференции?

3.

Вообще-то школьнику лучше начинать не с научной, а с учебно-исследовательской работы. Например, выполнить одно из тех творческих заданий, которые помещены в нашей с Ф. С. Кузнецовой хрестоматии по истории Сибири (Новосибирск, 2003, часть 1). Составить портретную характеристику типичного крестьянина-сибиряка, организовавшего 100 лет назад «образцовое» хозяйство на своей земле. Посоветовавшись с родителями, бабушкой, дедом и другими членами семьи, разработать сценарий семейного обряда или праздника, да так, чтобы он походил на праздники «старых» времён...

Научно-исследовательская работа отличается от учебно-исследовательской тем, что её авторы не повторяют путь, уже пройденный учёными, не пересказывают где-то прочитанное, а вносят свой собственный индивидуальный или коллективный вклад в наличное историческое знание. Это особый вид творческих работ школьников, их назначение – приращение и совершенствование с помощью средств науки созданного людьми истинного знания о человеке и обществе.

Темы работ могут быть различными, в зависимости от возраста и интересов школьников, наличия доступной информации. Их можно отыскать в широких границах привычной социальной, экономической, политической, культурной, этнической, биографической истории, истории семьи и родства. Активно осваивают школьники в своих работах сравнительно новое для отечественной науки «пространство» – историю повседневности, микроисторию, устную, гендерную, криминальную историю, историю техники, историческую информатику... Спросом пользуются темы по генеалогии, исторической этнографии, топонимике и прочим специальным и смежным с историей дисциплинам.

Однако опыт показывает, что большинство работ, заслуживающих внимания, пишется школьниками на локальные историко-краеведческие темы по биографии конкретного человека, истории семьи в контексте истории страны, по истории своего города, села и окружающих его населённых пунктов. Вот несколько примеров удачно сформулированных (и неплохо выполненных) тем последнего времени: «История создания и закрытия в Академгородке научно-производственного объединения “Факел” (1966–1971)», «Развитие взаимоотношений между городами-побратимами Новосибирск и Саппоро», «Репрессии 1930-х годов в Каргатском районе Новосибирской области», «Народные традиции немцев нашего села», «Детство в памяти взрослых: воспоминания об игрушках 1960–1980-х годов». Хорошо воспринимаются темы по истории создания конкретных школьных музеев. Актуально и солидно смотрятся темы по истории школ и учительских династий, а при их разработке как раз и идут в дело музейные материалы...

4.

Прежде, чем основательно знакомиться с фактическим материалом, следует изучить имеющуюся по выбранной теме научно-исследовательскую литературу. Категорически заявляю: нет такой темы, которую требуется изучать «с абсолютного нуля»: многое до нас уже сделали предшественники, и есть возможность опереться на их плечо. Предположим, вы изучаете историю своей школы, и уверены, что никто до вас этой темой не занимался. Но ведь есть богатая литература по истории образования в России. Школа-то ваша – часть большой общественно-государственной системы! Изучаете историю своего рода – нужно познакомиться хотя бы с самой основной литературой по генеалогии. Описываете историю родного села в ХХ веке – полистайте авторитетные труды по истории сельского хозяйства в России и Советском Союзе, по истории Новосибирской области.

Самое главное, зачем это нужно: чтобы четко поставить перед собой исследовательские задачи. Или, по-другому говоря, – задать себе те вопросы, на которые вы будете искать ответы в ходе исследования. Откуда такие вопросы могут появиться? Во-первых, из реальной жизни – никто в селе не знает, кто из ваших предков и когда сюда первым приехал, а вам хочется это установить. И, во-вторых, из литературы – вот это ученые твердо установили, и нужно просто воспользоваться их выводами, а с этим еще действительно никто не разбирался... Исследовательские задачи автор формулирует таким образом: я хочу некие события «описать», а потом «объяснить», что-то впервые «выяснить» или «установить», чьи-то сомнительные утверждения или свои предположения «проверить», какой-то процесс «охарактеризовать», и так далее.

Если правильно задачи исследования поставить, то это уже половина дела. Дальше просто нужно всю свою работу подчинить решению именно этих задач. И структура вашего научного сочинения теперь становится прозрачной: в первом разделе вы должны описать процесс решения первой задачи, во втором разделе расскажете, как решали вторую задачу... В конце сочинения подведете итоги решения всех задач.

5.

Вот теперь встанет перед нами проблема исторических источников... Тему-то выбрали, вопросы себе задали, а откуда возьмём исторические факты для раскрытия темы, для решения поставленных задач? Как раз в этих самых источниках. Историческими источниками учёные называют те вещественные остатки прошлого и человеческие свидетельства о нём, воплощенные в письменных текстах, в речи, в различных изображениях, которые содержат в себе исторические факты – достоверное отражение исторических событий, явлений и процессов.

Некоторые люди думают, что исторические источники обязательно нужно искать в архиве или музее. Иногда это бывает необходимо, но нас буквально окружают более доступные источники. Рассказы ваших родителей, бабушек и дедушек о старом времени, хранящиеся во многих семьях фотографии, здание вашей школы и прилегающие к ней строения, подшивки старых журналов и газет в районной библиотеке, ваши школьные дневники за несколько лет – всё это может послужить первоклассными источниками для изучения многих тем.

Бывает так, что по выбранной теме источников так много, что все они в полном объеме не могут быть даже просмотрены, и тогда нужно сделать правильный их отбор для внимательного изучения. А случается, наоборот, что известных вам источников явно недостаточно для решения поставленных задач. Тогда нужно или задачу изменять, или как следует поискать недостающую информацию, и часто сам исследователь бывает вынужден создавать часть необходимых ему источников.

По способу отражения информации все источники можно разделить на вещественные, устные, письменные и аудиовизуальные. Часть этого богатства должна быть обязательно привлечена автором для обработки и осмысления. Именно для обработки или, как ещё говорят, для анализа. Нужно выяснить, какую полезную для вас информацию и в каком виде источники содержат. Дело в том, что информация в источниках всегда фрагментарна, всегда в какой-то степени искажена временем и людьми. Исторические факты, отразившиеся в источниках, требуется еще выявить, очистить от явно недостоверной или сомнительной «шелухи», увязать друг с другом и с теми сведениями, которые уже известны из литературы.

6.

Любая научно-исследовательская работа выполняется в рамках конкретного научного подхода на основе применения той или иной разработанной учёными методики. Некоторые методы применяются для пополнения круга источников, то есть для сбора и первичной систематизации исторических фактов. Это методы наблюдения, беседы, сбора вещественных материалов, картографирования, эксперимента и иные. Ценные материалы по многим темам может дать опрос участников или свидетелей изучаемых событий, их ближайших потомков (опрос можно провести в виде интервью, анкетирования или тестирования).

Другая категория методов исторического исследования – это методы теоретического осмысления, или интерпретации установленных исторических фактов. Главная ошибка, которую часто допускают начинающие исследователи, заключается в том, что они безоговорочно верят своим источникам и просто переписывают их содержание, выстроив его в логической, тематической или хронологической последовательности. На самом же деле, как я уже сказал, источники требуют к себе критического отношения. Кроме того, извлеченная из них путём умственных усилий информация еще нуждается в мысленной переработке – в интерпретации.

Теоретическое мышление должно быть упорядоченным. Существуют универсальные для всей науки методы сравнения, обобщения, классификации, моделирования, количественного и содержательного анализа и прочие. Грамотно применить метод сравнения – что это значит? Сравнивать только сравнимое. Сначала выделить основание для сравнения – например, какое-то одно свойство нескольких изучаемых явлений. Рассмотреть состояние этого свойства в каждом из случаев, выделить общие черты и особенности. Так можно разобраться, скажем, в вопросе о том, чем ваше село в его истории отличается от всех соседних, а что делает его типичным для селений Новосибирской области.

Кроме общенаучных, существуют исследовательские методы, разработанные в самой истории и исторических субдисциплинах. Некоторые из них я только назову – подробнее их может вам представить учитель, они описаны в методологической литературе, можно найти хорошие примеры их применения конкретными историками. Это историко-генетический метод, метод пережитков (ретросказания), метод прогнозирования, историко-сравнительный и историко-типологический методы, диахронный анализ, контрфактическое моделирование, различные методы датировки событий и прочие.

В конкретной работе иногда достаточно применить две-три методики, но они должны быть использованы осмысленно, последовательно и продуктивно, и тогда автор самостоятельно получит ответы на поставленные перед собой исследовательские вопросы. В тексте научного сочинения нужно обязательно описать историю своего мысленного поиска, чтобы читателям было понятно, как получены те или иные выводы.

7.

На конференцию представляется текст, состоящий из введения, основной части (она может быть разделена на две-три главки) и заключения, а также списка использованных источников и литературы.

Во вводной части следует объяснить замысел вашей работы. Почему эта тема кажется вам важной и интересной, имеется ли по ней исследовательская литература и каковы её особенности, на какие вопросы вы хотели найти ответ, какими источниками воспользовались и почему именно ими, какие подходы и методы применили для поисков истины?

В основной части главное – описать ход вашей мысли, бившейся в поисках решения поставленных задач. Автор описывает выявленные им исторические факты, теоретически осмысливает, объясняет их и таким образом приближается к ответам на поставленные во вводной части вопросы. В заключении как раз формулируются эти ответы – подводятся обобщённые итоги исследования. Здесь важно ещё показать значение – историческую, общественную или культурную ценности проделанной работы. Желательно выделить и вопросы, нуждающиеся в дальнейшем изучении.

Представленный на конференцию текст нужно правильно оформить. Как правило, он состоит из 20–30 стандартных страниц с титульным листом, оглавлением (планом сочинения), разделением на части. В списке использованной литературы нужно указать все те книги или статьи, изучение которых помогло вам в работе. Все исторические источники были вами откуда-то получены, поэтому нужно указать их атрибуты и адреса: опубликованы они (где, в каком виде) или нет. Если не опубликованы, то где хранится этот документ, от кого и когда записаны использованные вами воспоминания, кто и когда провёл интервью...

Вот ещё один из самых распространённых недостатков в сочинениях молодых исследователей. Читая их, не всегда можно понять, где здесь изложение собственных авторских мыслей, а где – текст, переписанный из чужих трудов или из источников. Всякий чужой письменный текст, чужой устный рассказ нужно обязательно выделять кавычками или особым компьютерным шрифтом и снабжать сносками на цитируемые материалы. Сноски нужно делать и тогда, когда вы своими словами излагаете чью-то важную мысль, пересказываете где-то приведённые статистические данные или кем-то сделанное описание событий. В общем, важно, чтобы текст научного сочинения был именно вашим, нес на себе отпечаток вашей личности, вашего творчества. Постарайтесь выделить именно свой вклад в изучение темы и сделать это своими словами, не гонясь за «наукообразностью». Очень полезно помнить, что история, как и всякое иное гуманитарное знание, долгое время существовала как жанр литературного творчества. Уж, как минимум, нужно в своем сочинении постараться исправить грамматические ошибки. 

В некоторых работах ребята помещают приложение к основному тексту. Это делать не обязательно, но приложения (копии фотографий и документов, записи воспоминаний, составленная автором генеалогическая таблица и прочее), конечно, могут не только дополнить, но и украсить любой труд.

8.

Письменная работа готова. Она может стать основой для вашего выступления на заседании краеведческого кружка или клуба, на школьной конференции. Теперь во многих гимназиях, лицеях, общеобразовательных школах регулярно организуются научно-практические конференции. Например, в Новосибирском городском педагогическом лицее имени А. С. Пушкина – это ежегодные Ликейские чтения. Лучшие работы потом бывают представлены на районных, городских, общесибирских конференциях.

Требования к выступлению на конференции несложные. Самое главное, пожалуй: выступление не должно сводиться к пересказу текста вашего сочинения. Нужно стараться рассказывать не об играх бабушек и дедушек, которые вы изучали, а о своей работе по изучению этих игр. Постарайтесь, как теперь говорят, «презентовать» свою работу – представить слушателям особенности исследования: его замысел, ход и основные результаты. По возможности, некоторые материалы исследования следует продемонстрировать слушателям наглядно (вещи, фотографии, схемы, таблицы, копии документов и прочее). Очень хорошо смотрятся презентации с использованием мультимедийных средств.

Жюри секции будет оценивать ваше выступление в комплексе с письменным текстом сочинения по нескольким показателям. Главное – степень самостоятельности и новизна работы, чёткость и обоснованность постановки исследовательских задач, способность автора соотнести их с уже имеющимся в науке знанием. Затем – широта и адекватность круга использованных первоисточников, глубина их осмысления, обоснованность выбора и грамотность применения исследовательских методов. Специалисты обязательно оценят наличие и качество ваших исследовательских выводов, осмысление вами собственного вклада в изучение темы. Наконец, обратят внимание на логичность структуры письменного текста и устного выступления, её соответствие замыслу работы, на правильность и аккуратность в оформлении текста сочинения. На окончательную оценку повлияют и ваши ораторские навыки: свободно ли вы владеете материалом, смогли ли заинтересовать слушателей, внятно и глубоко ли ответили на заданные вам вопросы.

Не очень-то огорчайтесь, если ваша работа не займёт призового места на научно-практической конференции высокого уровня. Работа будет храниться в школьном музее. Выдержки из неё вы сможете предложить в районную или городскую газету. Если позволяет тема, труд обязательно нужно послать на литературно-краеведческий конкурс «Отчий мир», который проводится департаментом образования Новосибирской области и Издательским домом «Сибирская горница» по программе «Юные таланты Сибири». Кстати, знаете ли вы, что «Сибирская горница» напечатала уже шесть замечательных, содержательных и красиво оформленных книг по итогам этого конкурса, что издается в Новосибирске журнал детского и юношеского творчества «Отчий мир»? Авторы по-настоящему творческих работ – и научных исследований, и художественных творений (литературных эссе, рассказов, стихотворений, рисунков) в любом случае найдут свою заинтересованную аудиторию.

9.

В заключение хотелось бы сказать ещё вот о чём... Зачем это школьникам нужно – создавать краеведческие музеи, заниматься исследовательской работой? Конечно, не всякому это по душе или по характеру – так много в современном мире интересных занятий для юного человека. Тот же компьютер, например, – моего внука от него за уши не оттащить.

Но ведь компьютер – это хороший помощник именно в творческой деятельности. Существуют программы, которые облегчают поиск и обработку научной литературы, исторических источников. На компьютере можно создать информационную базу данных для исследования, построить красивую историческую (или географическую, экологическую, лингвистическую, этнографическую) карту, наглядную таблицу или диаграмму. Изучая историю своей школы или родного села, можно создать электронную модель этого объекта в его хронологическом развитии – это позволит сделать много интересных выводов. Теперь уже все именно на компьютере набирают и редактируют тексты своих сочинений, готовят электронные презентации для выступлений на конференции.

Но бог с ним, с компьютером... Чем привлекает многих школьников-старшеклассников исследовательская работа? Это единственный способ приобщиться не к тому, что всем остальным людям (или, по крайней мере, кому-то из специалистов) уже известно, а к новому, действительно новому знанию. Добыть его самому, представить людям – хотя бы одноклассникам и родственникам. Исправить существующие в науке или в общественном мнении ошибочные представления.

Главное – только так можно научиться самостоятельно думать, чтобы быть успешным в жизни. «Учёный водит, а неученый следом ходит», – так гласит русская пословица.

Желаю вам сделать свой первый удачный шаг в большую науку! 

Издательство: 
Изд. дом «Сиб. горница»
Место издания: 
Новосибирск
Год издания: 
2008 г.
подкатегория: 
Average: 4 (12 votes)

Добавить комментарий

Target Image