«Летать ты вовсе не обязан – «Сиблета» членом должен быть»

95 лет назад создано Сибирское отделение Общества Друзей Воздушного Флота (1923 год).

В феврале 1923 года в нашей стране появилась новая отрасль – гражданская авиация. Газеты писали, что, глядя на зарубежные страны, мы тоже должны хорошо подковаться на наши воздушные ноги». Авиация нам была крайне необходима, чтобы «проникать во все «медвежьи углы» необъятной Родины. Стали закупать и строить самолеты, прокладывать авиалинии, обучать пилотов.

95 лет назад Сибирь решила не отставать от центра и принять участие в создании мощного Воздушного флота на территории СССР. Так, в апреле 1923 года в Новониколаевске появились два общества, провозгласившие своей целью построение Красного-Воздушного флота.

4 апреля в Сибревкоме состоялось собрание учредителей Сибирского отделения акционерного Общества добровольного Воздушного флота (Сибдобролет) по созданию коммерческих воздушный путей сообщения в СССР. Все желающие могли подписаться на акции стоимостью один рубль золотом каждая. Инициативу проявили Сибревком, купивший их на две тысячи рублей; Промбанк – на одну тысячу рублей, Сибторг – тоже на одну тысячу. Всего было собрано свыше 12 тысяч рублей золотом. Эти деньги должны были пойти на постройку самолетов, а акционеры в будущем планировали получать доходы, если таковые появятся.

6 апреля считается днем рождения другого общества – сибирского филиала Общества друзей Красного Воздушного флота Сиблет». В задачи новой организации входило «развитие широкой агитации для создания Воздушного флота, привлечение к этому делу широких масс населения и сбор пожертвований». Была поставлена конкретная цель – к 1 мая навербовать в ряды «Сиблета» по всей Сибири сто тысяч друзей Воздушного флота, каждый из которых должен был внести вступительный взнос один рубль золотом и ежемесячно платить по десять копеек.

В Новониколаевске создали правление общества в составе 15 человек, а в крупных городах – филиалы «Сиблета». Сибревком утвердил временный Устав «Сибирского общества Друзей Воздушного флота», который был зарегистрирован 27 июля 1923 года.

К работе подключилась газета «Советская Сибирь». На ее страницах появился особый раздел – «Ты уже жертвовал на Воздушный флот?» Каждый день мелькали новые лозунги: «Воздушный флот мы создадим. Это трудно, но это нужно. А раз нужно – значит, можно», «Летать ты вовсе не обязан — «Сиблета» членом должен быть», «Ты можешь воздух не любить, но строить флот и ты обязан», «Каждый сибиряк только тогда оправдает звание гражданина советской республики, когда примет участие в деле создания Красного Воздушного флота». В его пользу «Советская Сибирь» выпустила, бюллетень «Красный орел», сумма от продажи которого шла на строительство авиации. Кроме печатания лозунгов, стихов:

«Над лесом, заводом,

равниной

Весна сиренно поет:

Не верим в героев

былинных –

Построим Воздушный

флот!»,

газета публиковала сводки о ежедневных пожертвованиях граждан и даже самолично принимала участие в их сборе. Но что-то не особенно рьяно сибиряки «жертвовали свои рублики». «Как же так?!» – негодовала «Советская Сибирь. В качестве примера приводился случай, произошедший в «Рабочем дворце» на вечере, организованном «Сиблетом». Продавая бюллетень «Красный орел», распространитель забыл отдать гражданину газетку. Тот поднял шум: «А газетку? Ведь я, собственно, за нее-то деньги заплатил». По мнению газеты, покупатель, не осознавший, что должен вносить лепту в фонд Воздушного флота, «носил на себе следы нэповского происхождения».

По форме агитации, наверное, всех обошел Сибревком. После принятого положения об официальной отмене рукопожатий в его здании появился плакат: «Каждый, кто применяет рукопожатие, должен платить десять рублей в пользу Воздушного флота».

С l-го по 7 мая 1923 года в Новониколаевске проходила неделя Воздушного флота. Агитация брала свое. Все чаще рабочие и служащие передавали свой однодневный заработок в течение нескольких месяцев на постройку самолетов, названных по их желанию. Например, «Истребитель имени Сибдальгосторга», «Калиныч», «Рабочий глаз», «Ленский горняк».

Летом 1923 года бюро учредителей «Добролета» на собранные средства приобрело два самолёта «Юнкерс» для использования в агитационной работе. А потом началась Всесибирская неделя Воздушного флота. Она проходила под лозунгом: «Дать в неделю флота только 12 аппаратов». То есть на каждую губернию приходилось по два аэроплана. Чтобы задеть самолюбие сибиряков, в лозунге написали слово «только». Только двенадцать? А больше слабо? В целях агитации в Новониколаевск из Москвы вылетел самолет «Юнкерс». Ему предстояло преодолеть расстояние за четыре-пять дней, делая около одной тысячи верст в сутки. Самолет ждали с нетерпением. Он прилетел с большим опозданием, потому что в тех городах, где он садился, его долго не хотели отпускать.

16 февраля общества «Сиблет» и «Добролет» слились в «Союз обществ друзей авиационной и химической обороны и промышленности СССР (АВИАХИМ). Но официально датой рождения гражданской авиации Западной Сибири считается май 1929 года, когда была начата деятельность Новосибирской и Омской аэростанций по обслуживанию новой линии Москва Иркутск.

Людмила Кузменкина

Добавить комментарий

Target Image