Мифы и реальность клуба «Под интегралом» в новосибирском Академгородке (взгляд из детства и глазами историка)

В статье дается анализ сложившихся мифов о легендарном клубе «Под интегралом» (1963–1968 гг.) в новосибирском Академгородке на основе введенных в научный оборот конкретно-исторических источников того времени, воспоминаний интегральцев более позднего времени, а также воспоминаний автора.

В 2017 г. свое 60-летие отметил новосибирский Академгородок, в марте 2018 г. исполнилось 50 лет известному во всем мире фестивалю бардов, проведенному легендарным клубом «Под интегралом». Полстолетия в историческом разрезе – небольшой срок, но вполне достаточный для восстановления истории. Слишком много мифов, порой далеких от реальности, появляется в последнее время по поводу этого клуба и его активистов. Умышлено или просто в погоне за журналистскими сенсациями искажаются реальные факты. В этой связи важно восстановить, насколько это возможно, объективную картину.

Хочется заметить, что тема «Интеграла» очень близка мне, ибо с трехлетнего возраста, когда в 1962 г. семья моих родителей переехала из Ленинграда в Академгородок, моя жизнь неразрывно связана с этим чудным местом. Родители не принимали активного участия в деятельности клуба, но у нас дома нередко бывали интегральцы, и, естественно, я слышала разговоры о том, что происходило там. Многого, конечно, не понимала, но что-то в детской памяти отложилось. Родители были близки с В. Э. Шляпентохом, А. Г. Аганбегяном, поэтому немало говорилось о социологическом клубе, ведь тогда социология была делом новым для СССР. Нередко, когда у нас дома собирались математики, в промежутках между математическими терминами из комнаты отца доносились обсуждения чего-то предполагаемого или прошедшего в «Интеграле». Так я впервые услышала слово «сексолог», значение которого мне тогда не объяснили. Как-то я с отцом была в гостях у его научного руководителя еще с Ленинградского университета, у будущего лауреата Нобелевской премии академика Л. В. Канторовича, где А. А. Ляпунов и А. Д. Александров бурно обсуждали знаменитую дискуссию о «вялости научной интеллигенции». Спустя длительное время вспоминается, конечно, не конкретика, которая в силу возраста меня слабо интересовала, а харизматичность, простота в общении и при этом истинная интеллигентность, эрудиция известных будущих академиков.

Намного ближе и понятней научных дискуссий мне было обсуждение «кабачковых» дней в кафе-клубе, где собиралась молодежь. Помню, как мой старший брат-старшеклассник со своими друзьями правдами и неправдами пытались в субботу вечером оказаться в «Интеграле», а потом взахлеб рассказывали, как там было здорово, какой чудесный танец твист. Помнится, как меня брат научил танцевать твист, и я, гордая, показывала какие-то движения своим друзьям-малышам. В довершение воспоминаний скажу несколько слов о концерте бардов 1968 г. Собственно, что пели на гала-концерте, я не помню, хотя и была там. Но неординарная личность А. Галича запомнилась.

Попробую теперь отвлечься от детских воспоминаний и посмотреть на всё глазами историка. Для этого воспользуюсь не только сохранившимися воспоминаниями интегральцев и газетными вырезками тех времен, на которые обычно ссылаются, говоря об «Интеграле», но и иными конкретно-историческими источниками. Важные и весьма интересные документы были обнаружены в фондах Интегрального музея повседневности Академгородка, созданного дочерью одного из видных деятелей кафе-клуба «Под интегралом» Анастасией Близнюк-Безносовой в память о своем отце Германе Петровиче Безносове [1]. Эти материалы находятся в стадии описания, большинство из них впервые вводятся в научный оборот.

Попытаюсь выделить основные мифы, возникшие спустя десятилетия, и разобраться в них.

1. Клуб «Под интегралом» – изначально нечто новое, принципиально отличное от всех клубов, существовавших до этого в СССР.

С этим можно согласиться только отчасти. «Интеграл» был не первым молодёжным клубом-кафе, он во многом впитал в себя опыт подобных формирований. В блокноте премьер-министра клуба В. Э. Хенкина мы находим заметки о других молодежных клубах, особенно много внимания уделяется Куйбышевскому клубу [1, ф. 1, оп. 1а, д. 8]. В блокноте Хенкина рассматривается структура этого клуба, и, возможно, именно на его примере создавался клуб «Под интегралом». Президент клуба А. И. Бурштейн вспоминает, что он предложил «воспроизвести в Сибири московское начинание» [3, c. 86]. Однако «Интеграл» пошел намного дальше других клубов и стал, действительно, феноменом. Само его появление стало возможным только в Академгородке и только во время «оттепели». Именно сочетание временного и пространственного компонентов позволило довольно обыкновенному явлению своего времени – молодёжному клубу – стать уникальным объединением, олицетворяющим свободу эпохи «оттепели» и на несколько лет продлившим её пору.

2. Клуб имел диссидентскую направленность.

Трудно не согласиться с реакцией на это утверждение министра клуба А. Ф. Менщикова. Вот что он сказал в своем недавнем интервью А. Бакуровой: «Глупость какая-то. Никогда мы фрондой не были. Не замышляли, что нам нужно оппозицию организовывать. Более того, фестиваль никогда мы не задумывали как оппозиционный. Это Галич – как уникальное явление. Не было бы его, не было бы никаких 50-летий. Понятно, что были на фестивале оппозиционные выступления. Но антисоветская оппозиция [клуба] нигде не просматривалась. Да, было отклонение от линии партии. Что такое диспут? Когда выступают люди, прекрасно говорящие, имеющие свой взгляд на развитие общества, экономическое развитие – Заславская и Аганбегян (что, они – антисоветчина?!). Ведь отклонение от линии партии – это не антисоветчина. Тогда, порожденные “оттепелью”, люди с отсутствием страха высказывали самые разные суждения и мысли. Это были люди, не согласные с партийными “указивками” и единодушным хлопаньем в ладоши. Я вообще искренне верил в социализм с человеческим лицом, и что мы в этом контексте делаем свою работу».

По-разному оценивается фестиваль бардов и, прежде всего, выступление А. Галича. В. Г. Костюк, в то время первый секретарь Советского РК ВЛКСМ, считает, что именно из-за Галича всё «приобрело резонанс с антисоветским духом». Вообще на первых порах клуб имел уникальную связь с комсомолом. Райком ВЛКСМ сотрудничал с «Интегралом», осознавал социальную значимость его работы, что показывает хотя бы грамота райкома ВЛКСМ, вручённая В. Хенкину за активное участие в комсомольской работе [1, ф. 1, оп. 1а, д. 7]. В шуточном «паспорте» клуба «матерью» названа комсомольская организация СО АН СССР [1, ф. 1, оп. 8, д. 1]. В дополнение можно вспомнить, как живо интегральцы откликались на все «красные даты» советского календаря. Вспомним, как после запрета провести запланированный на 1967 г. концерт бардов интегральцы с энтузиазмом взялись за подготовку «Красного рейса», посвященного 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, который был успешно ими проведен [1, ф. 1, оп. 1а, д. 5; оп. 5].

3. Клуб «Под интегралом» – «гнездо разврата».

В этом отношении показательна недавняя статья Алины Полонниковой, написанная на основе воспоминаний И. Резуна. Там говорится о «посиделках – с красным вином, с анекдотами и грязными танцами» [2]. Такое мнение существовало и во время деятельности клуба. Так, автор анонимной записки, переданной А. Бурштейну во время знаменитой дискуссии «о вялости научной интеллигенции» критикует атмосферу, царящую в клубе, ведь «великие проблемы там обсуждаются между флиртом и обжимками» [1, ф. 1, оп. 3, д. 3, л. 1]. По мнению президента клуба, в «Интеграле» присутствовало многое, что было запрещено в то время [3]. В клубе танцевали «нелегальные» бальные танцы, организовывали вечера авторской песни, литературный клуб «Гренада» присуждал свои собственные литературные премии (например, братьям Стругацким). Молодёжь Новосибирска стремилась попасть в клуб, несмотря ни на какие обстоятельства, ведь «там можно было сдвигать столики, танцевать и целоваться» [1, документ не описан].

Вот как ответил на это в уже упомянутом интервью В. Менщиков: «В клубе культивировалась высокая культура. Проводниками этих граней были мы сами. Мы не были пуританами, но никаких вольностей, выходящих за грани человеческой культуры, не было. Танцевали прекрасный, не очень поощряемый властями, танец твист. Девушки-участницы – очень красивые девушки. Это были зачастую школьницы. Смешно представить себе распущенность среди школьников того времени. Тогда была другая модель поведения, другое воспитание, все они были из хороших семей. Голова была другим занята. Культура джаза – это высокий профессионализм, это изучение истории джаза. Все эти ребята хорошо образованные. [Конечно,] было всё не суперпуританским, ведь были юбки выше колен и так далее…». В. Костюк, который не испытывал больших симпатий к «Интегралу», в своем недавнем интервью А. Бакуровой тоже отметил, что там «пошлости никакой не было. Это была клубная, культурная деятельность. Несмотря на то, что были и вещи “на грани”, было и много полезного».

4. Все, кто не поддерживал деятельность клуба, были «пассивными обывателями».

Такое мнение во многом насаждалось самими интегральцами. В газете «За науку в Сибири» есть статья о диспуте, произошедшем в новом здании клуба «Под интегралом». Обсуждались такие темы, как инертность, потребительские наклонности, попытки уйти от общественной жизни в тихую семейную гавань [1, ф. 1, оп. 3, д. 3, л. 1]. Во всём этом обвинил собравшихся президент клуба Анатолий Бурштейн в речи, проникнутой острым гражданским пафосом. Диспут не заканчивался до поздней ночи, а полемика много раз меняла направление. В конце диспута собрание пришло к выводу, что клуб «Под интегралом» занял почётное место в жизни Академгородка, и общественности необходимо помогать ему. Анатолий Бурштейн упоминал эту «знаковую» дискуссию в своём интервью. Тогда в помещении ТБК он действительно обвинил жителей Академгородка в пассивности.

Обнаружен очень интересный документ под названием «Ответ на тезисы А. И. Бурштейна “Интеграл на распутье”» [1, ф. 1, оп. 3, д. 3]. Документ представляет собой две печатные страницы (текст не имеет окончания) в двух экземплярах. Сами тезисы Бурштейна не опубликованы, но, видимо, они были озвучены на этой самой «дискуссии о вялости российской интеллигенции» в мае 1967 г. «Ответ на тезисы» был написан человеком, который на той самой знаковой дискуссии передал Бурштейну анонимную записку, в которой критиковал выступление президента клуба «Под Интегралом» перед жителями Академгородка. Автор записки утверждал, что в городке живёт много активных людей с чёткой гражданской позицией, которые по ряду причин не принимают участие в жизни клуба «Под интегралом», и Бурштейну не стоит считать их «обывателями» только из-за игнорирования интегральных мероприятий. Аноним также призывает интегральцев принимать здоровую критику и не выставлять всю «интегральную информацию» за абсолют правдивости.

5. Прекращение деятельности клуба было вызвано исключительно внешними причинами.

Это мнение разделяют многие интегральцы. После введения танков в Прагу все осознали, что нет уже той свободы, которая была во время «оттепели». «Интеграл» «не мог вести анаэробное существование в атмосфере, созданной вокруг него советской властью» [4, c. 51]. Указываются потеря связи с комсомолом, прекращение поддержки профсоюза. В качестве причины называется и выступление А. Галича. В. Костюк в своем интервью заметил: «Раз фестиваль проводил кафе-клуб, а он профсоюзная структура, то профсоюзу сказали ликвидировать ставки в ДК. Ставки ликвидировали, но клуб как общественную структуру никто не закрывал».

Однако очевидны и внутренние причины. Клуб «Под интегралом» – это не единожды созданный некий идеально действующий механизм. В его деятельности и структуре постоянно происходили изменения. Историю клуба «Под интегралом» надо рассматривать как чередование периодов кризиса и активной деятельности. Признаки внутреннего кризиса клуба особенно ярко проявились в период празднования его трехлетия. Об этом упоминает в своих записках В. Хенкин [1, ф. 1, оп. 1а, д. 15]. Еще более ясно кризис ощутил президент клуба А. Бурштейн, что прямо нашло отражение в его записках и эссе [1, ф. 1, оп. 3. д. 2].

Рождение всех рассмотренных выше, и, возможно, нерассмотренных мифов говорит о неординарности, своего рода феномене клуба «Под интегралом» в новосибирском Академгородке. Для меня важно восстановить, пока еще прошло не так много времени, пока живы очевидцы тех событий, картину, максимально приближенную к реальности.

Библиографический список

1. Архив Интегрального музея повседневности Академгородка (ИМПА).

2. Бурштейн А. И. Реквием по 60-м, или Под знаменем интеграла // ЭКО. 1992. № 1/2. С. 86–105.

3. Полонникова А. Мифы Академгородка: взлет и крах сказки «Под интегралом» [Электронный ресурс] // VN.ru (Все новости Новосибирской обл.). URL: https://vn.ru/news-mify-akademgorodka-vzlet-i-krakh-skazki-pod-integralom (дата обращения: 26.03.2018).

4. Хенкин В. Э. Охота на насекомых: повесть-репортаж. Иерусалим: [б. и.], 2003. 62 с.

Фото Владимира Давыдова

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image